ComPosit

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
ComPosit

    Бунин "Настанет день - исчезну я…"

    Admin
    Admin
    Admin
    Admin


    Сообщения : 275
    Очки : 885
    Дата регистрации : 2011-02-05

    Бунин "Настанет день - исчезну я…" Empty Бунин "Настанет день - исчезну я…"

    Сообщение  Admin Пн Апр 18, 2011 9:28 pm

    Настанет день – исчезну я
    А в этой комнате пустой
    Всё то же будет: стол, скамья
    Да образ древний и простой.

    И так же будет залетать
    Цветная бабочка в шелку,
    Порхать, шуршать и трепетать
    По голубому потолку.

    И так же будет неба дно
    Смотреть в открытое окно,
    И море ровной синевой
    Манить в простор пустынный свой.



    ВОСПРИЯТИЕ:


    Это стихотворение можно рассматривать как минимум с двух точек зрения:
    Во-первых, можно сказать, что лирический герой грустит о том, что его скоро не станет,
    а мир будет всё также маняще – прекрасен.
    С другой стороны, возможно, здесь высказан некоторый оптимизм в том, что смерть это совсем не конец, не катастрофа, и, что пусть человек и исчезнет, но опять же - лишь он,
    а много прекрасных вещей и весь Мир будет существовать, такой же вечный и неизменный.
    Во-вторых, сам - собой напрашивается и третий вариант: - стихотворение представляет собой сложный синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма, если хотите.
    Теперь попробуем разобраться во всём по-подробнее.


    ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:

    1. Идея: Всё движется к концу, но что-то остаётся.
    Эмоция: Печаль и надежда.

    2. Образы и мотивы:

    Образы: Комната, стол, скамья, и образ (икона)
    Бабочка, море, небо, простор.

    Мотив: Мотив печали – круговорот жизни и смерти (Буддистский мотив)

    Не живая, пустая комната со стулом и т.п. и будет залетать бабочка – живое существо; такая же как залетает сейчас. Т
    Предметный состав:

    день комната я
    неба дно стол бабочка
    море скамья
    простор образ (икона)
    потолок
    окно

    Какие получились группы слов:

    Первый столбец – описание природы.
    Здесь особенно бросается в глаза словосочетание «неба дно» - этакая метафора ещё раз дающая понять, что всё конечно. ( по крайней мере она создаёт такой намёк )
    И слово Море как противоположность, антитеза, противопоставление:
    НЕБО - МОРЕ - две стихии вроде похожие и в то же время абсолютно разные, стоит ли говорить, что море тоже имеет дно… далее после существительных море и небо идёт ещё такое существительное как ПРОСТОР – ещё одно объединяющее звено в абсолютно разных, повторюсь, стихиях.
    И опять же на этом противопоставлении, небо – море, невольно возникает уже знакомая ассоциация Жизнь – Смерть – лейтмотив всего стихотворения.

    Второй столбец – самый большой, - от экстерьера мы переходим к интерьеру ( в самом стихотворении наоборот) к окружающей бытовой, урбанистической обстановке.
    Это совершенно обычные вещи: Комната, стол, скамья, икона, потолок и… ОКНО
    - своеобразная связка, градация – начинающаяся с общего – комната – и переходящая постепенно через другие предметы интерьера к окну – через которое мы и переносимся в этот простор о коем говорилось выше, - простор моря и неба.

    И, наконец, третий столбец – самый маленький, состоящий всего из двух слов, но самый, на мой взгляд, интересный и ёмкий.
    Эти два слова – местоимение «Я» и существительное «БАБОЧКА».
    Всего два живых существа в окружении природы неживой.
    И снова приходит на ум идея возрождения – реинкарнации.
    Это сравнение невидимое в тексте Я – БАБОЧКА так или иначе присутствует в стихотворении очень ярко определяя его основную мысль. (Кстати, такое сравнение очень часто встречается в трудах одного из основателей Даосизма).


    2. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:


    Пустая (комната)
    Древний и простой (образ)
    Голубой (потолок)
    Пустынный (простор)

    Все прилагательные тематически представляют собой практически одно и то же.

    Пустая комната – говорит о том, что человек уже исчез => лёгкая грусть.
    Образ древний и простой – простые вещи – бабочка и икона существуют дольше, -
    Первая бесконечно возрождаясь, вторая просто в силу своей механической особенности и неприкосновенности (это я об иконе).

    Голубой потолок под которым порхает бабочка – прямая аналогия с цветом неба – этакий мир в мире, вселенная во вселенной, личное небо, собственный внутренний мир.
    Далее «ровная синева» – на сей раз Моря. Ровная – значит в тихую погоду.
    От этой картины так и веет покоем и умиротворённостью.
    И вновь, не побоюсь повториться, возникает эта тема – покоя т.е смерти,
    и умиротворённости т.е надежды и возрождения.
    И, наконец, «пустынный простор» - ещё одна тема данного стихотворения – тема одиночества. Недаром в стихотворении так много уделено места описанию интерьера и бытовой обстановки, а живых существ всего два, да и то соединённых с одной стороны во едино – Я БАБОЧКА – а с другой разделённых т.к исчезну я … а всё то же будет, когда лирический герой исчезнет.

    3. Действия и состояния в художественном мире произведения:

    Настанет день – исчезну я (противопоставление) снова отсылка к лейтмотиву стихотворения.

    Трепетать – переживать, любить, страдать.
    Шуршать – работать, заниматься чем – либо, писать, в конце – концов!

    Другими словами, в образе бабочки представлена нескончаемая череда жизненного цикла, рождения новых людей которые будут жить, и работать после.
    Это что касается внешнего мира лирического героя. После чего следует переход к внутреннему.
    Тому, что испытал и испытывает лирический герой в данный момент: Небо смотрит в окно, а простор моря манит его к себе.

    Таков вырисовывающийся перед нами Художественный мир стихотворения Бунина.
    Чтобы он приобрёл окончательный вид. Нужно посмотреть в заключении на три самые общие его характеристики: Как выражено в нём пространство, время и точка авторского (и читательского) зрения.

    Точка авторского зрения уже достаточна ясна из всего сказанного, - она субъективна, мир представлен не внешне, а внутренне пережитым – «интериоризированным».
    Это вообще характерно для творчества Бунина. Для примера можно взять любое его стихотворение. Да и вообще его творчество связано с импрессионизмом – описанием мимолётных чувств, идей в чистом виде, - без анализа этих чувств.

    Пространство и время:
    Пространство здесь выражено слабее, чем время, не смотря на явное преобладание описаний, а время включено в понятие будущего, того, что случится, всего этого движения и круговорота жизни – а это и есть главная тема стихотворения.Тем не менее, пространство представлено весьма и весьма ярко: это и описание комнаты и всего что в ней, затем выход через окно на описание неба и воды (описание представлено сверху вниз) и пустынного простора.

    В первой строке противопоставлены друг другу прошлое (или настоящее) и будущее, а в последующих катренах будущее время всё развивается обрастая всё новыми подробностями, деталями и планами.
    Таким образом будущее представлено в каждой строфе, как сквозная тема печали и надежды лирического героя.

    СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

    Лексика: Неба дно – метафора создающая определенное впечатление конечности всего,
    даже неба и в то же время намёк на его бездонность.


    Синтаксис: Ровная синева
    Простор пустынный - эпитеты создающие общее впечатление
    монументальности и спокойствия.



    ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:

    1.Явления стиха: 4х стопный ямб
    3 катрена
    с перекрёстной рифмовкой в первых двух и параллельной в третьем.


    A
    B
    A
    B

    C
    D
    C
    D

    E
    E
    F
    F

    2. Собственно звукопись: Аллитераций нет
    Ассонансов нет


    Я попытался сделать Имманентный анализ – т.е не выходящий за рамки того о чём напрямую сказано в тексте. Это значит, что я не привлекал для понимания стихотворения ни биографических сведений об Авторе, ни исторических сведений об обстановке написания, ни сравнительных сопоставлений с другими текстами.

      Текущее время Пт Май 10, 2024 7:30 am