ComPosit

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
ComPosit

    Бунин "Сны Чанга"

    Admin
    Admin
    Admin
    Admin


    Сообщения : 275
    Очки : 885
    Дата регистрации : 2011-02-05

    Бунин "Сны Чанга" Empty Бунин "Сны Чанга"

    Сообщение  Admin Пн Апр 18, 2011 9:33 pm

    И. А. Бунин является типичным представителем писателей рубежа веков. Бунин — фаталист, его
    произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. Его творчество перекликается с концепцией
    модернистов о трагичности человеческой страсти, и на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам
    любви, смерти и природы.
    О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его
    творчестве ярко проявились и неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание
    народного языка, и изумительная изобразительность, и словесная чувственность. Все эти черты присущи не только
    поэзии, но и прозе.
    В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана Бунина вышла именно проза,
    вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм. Это время создания таких шедевров, как
    рассказы «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга». Историки литературы считают, что эти
    произведения стилистически и мировоззренчески тесно связаны между собой, составляя вместе своеобразную
    художественно-философскую трилогию.
    Рассказ «Сны Чанга» был написан в 1916 году. Уже само начало произведения — «Не все ли равно, про кого
    говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле» — навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах,
    как не отсылка к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое существо — от муравья до человека?
    И вот уже читатель с первых строк внутренне готов к перемежениям настоящего и воспоминаниям в рассказе.
    А сюжет произведения таков.
    Во время плавания капитан одного из российских судов купил у старого кислоглазого китайца рыжего щенка с
    умными черными глазами. Чанг (так звали собаку) во время долгого путешествия становится единственным
    слушателем хозяина. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, что есть у него в Одессе квартира,
    любимая жена и дочка.
    Затем всё в его жизни рушится, так как капитан понимает, что жена, к которой он стремится всей душой, его не
    любит. Без мечты, без надежды на будущее, без любви этот человек превращается в горького пьяницу и, в конце
    концов, умирает.
    Главными героями произведения являются капитан и его верный пес Чанг. Интересно наблюдать за
    изменениями, происходящими с капитаном на протяжении жизни, наблюдать за тем, как меняется его представление
    о счастье. Во время плавания на корабле он говорит: «А как же великолепна жизнь, боже мой, как великолепна!»
    Тогда капитан любил, он был весь в этой любви и поэтому был счастлив. «Было когда-то две правды на свете,
    постоянно сменявших друг друга: первая — та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая — что жизнь мыслима лишь
    для сумасшедших». Теперь после потери любви, после разочарования у капитана остается только одна правда,
    последняя. Жизнь кажется ему скучным зимним днем в грязном кабаке. А люди… «Нет у них ни бога, ни совести, ни
    разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, — нет даже простой жалости». Вот такие
    внутренние изменения претерпевает наш герой.
    Внутренние изменения влияют и на внешний образ. В начале рассказа мы видим счастливого капитана,
    «размытого и выбритого, благоухающего свежестью одеколона, с поднятыми по-немецки усами, с сияющим взглядом
    зорких светлых глаз, во всем тугом и белоснежном». Затем он предстает перед нами грязным пьяницей, живущим на
    гнусном чердаке. В качестве сравнения автором приводится чердак его друга-художника, только что обретшего
    правду жизни. У капитана грязь, холод, скудная некрасивая мебель, у художника — чистота, тепло, уют, старинная
    мебель. Все это было сделано с одной целью: противопоставить эти две правды и показать как осознание той или
    иной влияет на внешний образ человека. Обилие используемых в произведении деталей создает необходимую для
    читателя эмоциональную окраску и обстановку.
    С этой же целью была создана и композиция рассказа. Она двойственна. Четко просматриваются две
    параллели. Одна — сегодняшний мир, в котором нет счастья, другая — счастливые воспоминания. Но как же
    происходит сообщение между ними? Ответ прост, именно для этого и понадобился образ собаки. Чанг является той
    нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым через его сны. Чанг — единственный в рассказе,
    кто обладает именем. Художник не просто безымянен, но и безмолвен. Женщина и вовсе явлена из каких-то книжных
    туманов: дивная «в своей мраморной красоте». Чанга Бунин наделяет чувством «безначального и бесконечного
    мира, что не доступен Смерти», то есть ощущением подлинности — невыразимой третьей правды. Капитана
    поглощает смерть, Чанг же не утрачивает своего китайского имени и остается в зыбком мире. Теперь, ибо он, по
    Бунину, следует безропотно «сокровеннейшим велениям Тао, как следует им какая-нибудь морская тварь…»
    Попробуем разобраться в философской проблематике произведения.
    В чем смысл жизни? Возможно ли человеческое счастье?
    В связи с этим в рассказе появляется образ «дальних работящих людей» (немцев). На примере их образа жизни
    писатель говорит о возможных путях человеческого счастья.
    Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни. Воплощением являются эти самые
    «работящие люди».
    Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда существует возможность измены.
    Воплощение — образ капитана.
    Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже счастья нет.
    В чем же оно? Может быть, в признательности и верности? Эту идею несет в себе образ собаки. Через
    реальные неприглядные факты жизни пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и
    собака были счастливы.
    Таким образом, рассказ «Сны Чанга» является, прежде всего, философским произведением рубежа веков. В
    нем рассматриваются такие вечные темы как любовь и счастье, говорится о зыбкости счастья, построенного только
    на любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности. По моему мнению, рассказ Бунина очень
    актуален и сегодня. Проблемы, затронутые в произведении, нашли живой отклик в моей душе, заставили задуматься
    о смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время переходного периода истории, когда
    людям свойственно подводить итоги и думать о будущем. И, может быть, чтение этого произведения развеет наш
    внутренний подсознательный страх перед ним. Ведь есть на свете вечные истины, неподверженные никакому
    влиянию и никаким переменам.

      Текущее время Пт Май 10, 2024 10:40 pm