ComPosit

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
ComPosit

    "Образ человека в романах Арагона"

    Admin
    Admin
    Admin
    Admin


    Сообщения : 275
    Очки : 885
    Дата регистрации : 2011-02-05

    "Образ человека в романах Арагона" Empty "Образ человека в романах Арагона"

    Сообщение  Admin Пн Фев 07, 2011 8:15 pm

    «Базельские колокола» изображают Францию в канун первой мировой войны. Но в романе ощутима грозовая атмосфера 30-х годов. Роман зовет к бдительности, тревожно звучат колокола антивоенного конгресса социалистов, состоявшегося в Базеле в 1912 году. Мысль о столкновении сил прошлого и будущего определяет композицию, систему основных образов, придает роману динамику и драматизм. Отражая эпоху, когда явственно «слышится треск в старом здании», Арагон на передний план выдвигает образ человека, который выбирает путь, преодолевает «социальную безграмотность», идет к народу.

    Строя роман на противопоставлении антагонистических социальных сил, Арагон делает наиболее характерным их воплощением образы женщин — Дианы и Клары. Мир борьбы и больших чувств приоткрывается Катерине, восстающей против той сделки, которая именуется браком в буржуазном обществе и которая составляет смысл жизни Дианы. Катерина видит больше, чем Диана, сильнее ее чувства, значительнее порывы. Эта содержательная жизнь, существование которой совершенно неизвестно поверхностной и самолюбивой Диане, входит в роман вместе с образом рабочего-социалиста Виктора. Новая женщина предстает в облике Клары — Клары Цеткин, видной деятельницы международного рабочего движения. Роман Арагона заканчивается патетическим рассказом о новых отношениях, о настоящей любви, о новой женщине, рождающейся в освободительном, возвышающем человека движении пролетариата.

    Судьба центрального героя романа «Богатые кварталы» — сына мэра города Сериан Армана Барбентана — также определяется разгорающейся борьбой. В результате длительной эволюции, в итоге тяжелого опыта жизни в Сериане, а затем в Париже, где он появился, порвав с отцом, карьеристом и демагогом, Арман уходит из «богатых кварталов». В конце романа он совершает патриотический, как подчеркивает Арагон, акт: отказывается быть штрейкбрехером и присоединяется к бастующим рабочим. Грозная мощь пролетариата проявляется и в сцене демонстрации рабочих (в первой части романа), и в антивоенном митинге парижских трудящихся (во второй части), и в забастовке, о которой говорится в конце книги. Детальное воссоздание эволюции Армана, его исканий объединяет материал книги вокруг проблемы освобождения личности. Благодаря этому второй роман арагоновского цикла свободнее от той схематичности, которая особенно заметна в композиции «Базельских колоколов», а также в способах раскрытия некоторых героев (Виктора, Катерины).

    В герое романа «Путешественники на империале» Пьере Меркадье также созревает мысль о том, что жизнь его — жизнь буржуа — абсурдна и чудовищна, что абсурдны и безнравственны моральные устои буржуазного общества. Но сам Меркадье не способен порвать с этим обществом. Арагон очень подробно, очень тщательно показывает ту бездну порочности, которая раскрывается в семьях из «богатых кварталов», в историях Дианы, Эдмона Барбентана, Полетты Меркадье, не выдерживающих испытания на самые простые и самые обычные человеческие чувства. Это — современные Дюруа; Эдмон Барбеитан даже не скрывает своей симпатии к этому ничтожному и циничному герою Мопассана.
    Распад буржуазных семей, развал «ячейки» буржуазного уклада изображали и до Арагона. В книгах «Реального мира» этот распад прямо вписывается в общую картину распада всего общественного организма, находящегося на грани катастрофы. Даже в перипетиях интимных историй отражается характер эпохи. В «Базельских колоколах» семейные истории заключены в жесткий каркас композиции, отразившей классовую структуру общества и судьбы классов. В следующих романах семейные драмы развертываются на фоне современного французского города (в «Богатых кварталах»), а затем и целой эпохи (в «Путешественниках на империале»). Подчеркнуты крупные, масштабные хронологические ориентиры: начинается история Пьера Меркадье в конце XIX века, затем наступает XX век, и все повествование подводит к выводу о новой странице человеческой истории. Поэтому «обесценение ценностей», которое переживает Пьер Меркадье, воспринимается как крушение идеалов того исторического периода, который занесен на уже закрывающуюся страницу истории.

    источник

      Текущее время Пт Май 10, 2024 10:38 am